За последнее время в правилах розничной реализации товаров произошли значительные изменения, и введение системы “Честный знак” является одним из них. Маркировка вводится поэтапно в различных категориях, а в последний год очередь дошла до парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии. Сотрудничество с компаниями в этих сегментах является основным направлением моей деятельности, и после изучения опыта компаний по работе с системой “Честный знак” я готова поделиться с вами рядом выводов и наблюдений.
Сама идея обязательной маркировки отдельных категорий потребительских товаров не является чем-то новым и существует множество аргументов в поддержку таких систем. В первую очередь, это позволяет государству значительно сократить долю серого рынка, что гарантирует дополнительные налоговые поступления. В то же время, потребитель получает возможность удостовериться в подлинности и безопасности товара. С технической точки зрения это реализовано посредством нанесения на упаковку уникальных QR кодов, позволяющих однозначно идентифицировать единицу произведенной либо импортированной продукции и получить нужную информацию о ней из единой базы данных. Обладая неоспоримой концептуальной привлекательностью, система обязательной маркировки одновременно имеет и свои недостатки.
Стоит заметить, что в разных категориях потребительских товаров эффекты введения “Честного знака” проявляются по-разному. И если в случае, например, табачной продукции или алкоголя это действительно помогает снизить вероятность приобретения контрафактной продукции потребителем, то в случае одежды или косметики утилитарная ценность “Честного знака” для потребителя уже не так очевидна. При этом повышаются издержки для производителей и импортеров, что в свою очередь ведет к повышению цен. Процентная доля роста цены варьируется в разных сегментах рынка, но так или иначе является прямым следствием введения требований по маркировке.
Так же в экспертных оценках зачастую высказывается следующее мнение: система маркировки влияет на всех участников рынка в одинаковой степени, и поэтому не может является фактором получения конкурентного преимущества. Однако на практике, “Честный знак” по-разному воспринимается представителями компаний разных масштабов. Для крупного и среднего бизнеса система маркировки несет дополнительные издержки, прежде всего на этапе приобретения и введения в эксплуатацию нужного оборудования для многочисленных производственных линий, но не оказывает значительного влияния на бизнес-процессы. Для представителей же малого бизнеса, в особенности для индивидуальных предпринимателей занятых в сфере производства и онлайн-торговли на маркетплейсах, картина совершенно иная. Помимо прямых затрат на решение технических вопросов связанных с маркировкой, малый бизнес так же сталкиваются с юридическими, логистическими и организационными аспектами соблюдения требований “Честного знака”.
Соответственно, с точки зрения розничной торговли влияние системы маркировки в разных сегментах проявляется по-разному. И если в крупном ритейле это прежде всего отражается на цене, то в сфере онлайн продаж это так же приводит и к сокращению ассортимента предлагаемых товаров.
В любом случае, “Честный знак” является инструментом регулирования рынка, и его эффективность во многом зависит от поставленных регулятором целей и методов реализации. Согласно планам Центра Развития Перспективных Технологий, категория обязательных для маркировки товаров со временем будет только расширяться, российским предпринимателям необходимо уделить особое внимание обмену опытом и участию в общественных дискуссиях по вопросам, связанным с введением единой маркировки.